Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне.

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт

Согласно данным этнографической науки, в мире существует порядка 350-ти типовых жилищ более чем на три тысячи типичных этносов или 145 000 более мелких племен и народностей. К этим жилищам относятся и шалаши африканских пигмеев, и «дома на деревьях» новогвинейских папуасов, и глинобитные хижины бушменов, и дома-плоты индейцев кечуа и гуаррао.
Исторически, каждый народ приспосабливался жить так, как позволяла окружающая природа, образ жизни (кочевой или оседлый) и «материальное положение» племени. Понятно, что видов строительного материала, как впрочем, и принципов строительства, было значительно меньше, чем тех племен, которые их использовали. Поэтому, можно сказать, что принципиально все человеческие жилища различаются
по виду исходных материалов (камень, глина, известняк, земля, навоз, дерево, лианы, лоза, лед, шкуры животных и т.п.), по размерам (от совсем маленьких до относительно больших) и по долговечности (от одной недели службы до десятков лет).

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт
Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт


Изучая эту увлекательную науку – этнографию – и виртуально путешествуя из этноса в этнос, никому из читателей не придет в голову желание испробовать все «прелести» того или иного жилья на собственном опыте. Мы вряд ли будем чувствовать себя комфортно, будучи подвешенными в пяти десяти метрах от земли, не смотря на то, что именно так живут в своих скворечниках племена комбаев и короваев. Нас не устроят эскимосские иглу, где все стены ледяные. Мы не будем испытывать комфорта в плетеных из пустынных трав
загонах-загородках бедуинов.

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт


А вот дома древних древлян нам покажутся более уютными, потому что, не смотря на свой блиндажный принцип строительства, землянки наших пращуров были обложены изнутри привычными березовыми или сосновыми бревнами.
Уверяем вас, если бы вы спросили об ощущениях от прочитанного учебника этнографии иранца, эквадорца или австралийца, их ответы бы в корне отличались от вашего. Потому что им, соответственно, ближе вулканический туф, бамбук или эвкалиптовый валежник и, соответственно, те или иные виды жилья.

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт


Что все это обозначает?
Ответ простой. У каждого этноса, или у каждого народа практически на генетическом уровне заложены некие воспоминания о «правильности» или «непригодности» того или иного жилища. Эти воспоминания хранятся тысячи лет. И потому мы, как разумные люди, в случае крайней необходимости, конечно же, сможем приспособиться ко всему (и к
шалашу, и к палатке, и к пещере), но подсознательно будем чувствовать себя в постоянном напряжении, находясь рядом с чужеродным материалом или в непривычной геометрии пространства.
Этот факт никого не удивляет, кажется разумным и понятным. Удивительно другое. Почему мы, в нашей современной и не книжной жизни, так неосмотрительно уходим от генетических традиций?
Вы можете возразить, что причиной тому стремительно меняющиеся реалии современности. Что нельзя стремиться к хижинам, когда есть дворцы. И современный интерьер так же далек от первоисточника как мы от Солнца. Все так, и все- таки чуточку иначе.
Давайте рассмотрим этот постулат на примере национальной кухни. Как-то, в 1980-м году, ГосКомСтат, тогда еще СССР, провел опрос россиян об их кулинарных предпочтениях, и выяснил, что самыми любимыми блюдами в России остаются соленые грибы, всевозможные каши, квашеная капуста, жареное мясо и молочные продукты. Даже
«традиционные, российские», вроде, селедка и жареная картошка уступили пальму первенства гречневой каше с молоком. Мы уверены, что, будь опрос проведен сегодня, при изобилии всяческих суши и сашими, луковых французских супов и венских десертов, ответ остался бы неизменен.
Да, мы с удовольствием обедаем в экзотических ресторанах. И часто, не подумав, говорим о том, что больше всего любим тайскую, итальянскую или арабскую кухню. Но согласимся ли мы изо дня в день питаться исключительно по- тайски? То-то и оно.
А, обустраивая свое жилище, мы сегодня очень часто следуем тенденциям моды, или возможностям кошелька (что не одно и то же, но сильно похоже) и не понимаем, почему наш организм постоянно тянет на что-то иное, исконное, российское. Правда, из ресторана мы можем уйти в любое время, не доев. Мы можем выбросить неудавшееся блюдо в помойку. А вот как быть тем, кто живет в неудавшемся ДОМЕ?

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт

Нижний (черный) вход древние славяне использовали как ледник и хранили в нем запасы провианта.
Удивительно, но к тому, чтобы строить дома c «осознанным»
фундаментом (на сваях или иных опорах) наши предки пришли
значительно позже, равно как стали позже использовать отдельно вырытые погреба. Стены избы (или тогда еще хижины) клались из поваленных или срубленных бревен. При раскопках становится понятно, что даже в местах плотного хвойного леса для строительства домов, все-таки чаще использовались сорта лиственных растений. Безусловно, рубились и сосна, и ель и кедр (в самых северных районах), но в центральных регионах избы были, в основном, березовые, липовые или дубовые. Почему так происходило, мы поговорим позже.
Сараи и ясли (помещения для скотины) тоже строились из дерева и зачастую вплотную примыкали к дому. Но они не имели никакого, даже черного отопления. Поэтому в особо суровые зимы молодняк скота зимовал вместе с людьми.

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт


Не смотря на спартанские условия, славянские племена стремительно размножались, расселялись и крепли.
Проводя раскопки в районе нынешнего г. Пушкина Московской обл., студенты- археологи Университета Дружбы Народов им. П. Лумумбы с удивлением обнаружили, что возраст «костяков» наших славянских предков, захороненных в непосредственной близости от городищ, очень часто превышает 60 лет.
А ведь если верить всевозможным историческим источникам, в 11 веке, средний возраст древних славян не достигал 37 лет!
Исторический парадокс? Нам кажется, что никакой загадки здесь нет. Имеет место быть простая статистическая ошибка, которая очень многие вещи определяет «в среднем» (элементарно делит возраст могилки ребенка и седого старца пополам). Но, если не идти по этому усредненному пути, и признать, что наши предки (как следует из результатов раскопок) все-таки доживали до глубоких седин (то есть, до 60-65 лет), то станет очевидным, что в соответствии с развитием медицины, улучшением качества и продолжительности жизни, мы
сегодня должны были бы жить «в среднем» больше 140 лет!!!
К чему мы все это говорим?
Исключительно для того, чтобы все мы, живущие сегодня, поняли, что в нас заложен глубинный потенциал выживаемости, приспособляемости, адаптации к нашим климатическим и природным условиям, заложен здоровый генный потенциал, который может позволить нам прожить до ста лет без бед.

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт


И если сегодня нас беспокоят болезни, то искать корни нужно не в плохой наследственности, а чем-то ином.
То же самое можно сказать и о нашем «социальном» счастье.
Тут, правда, придется привести более свежие цифры.
Первые «социологические» опросы в России проводились примерно 200 лет назад. Не седая старина, но все-таки…
Итак. В 17 веке в нашей стране практически не встречалось «вековух», то есть девушек, не вышедших замуж.
На 10 000 женщин только 1,3 ни разу не выходили замуж из-за физических или иных ущербов. Сегодня это 54 девушки на 1000 женщин!
В те же времена 1 (один!) развод приходился на 10 000 браков. Сегодня эта цифра возросла катастрофически и составляет 4530 разводов на 10 000 браков.
Вдов и одиноких матерей (даже в те сложные времена) было на 56% меньше, чем сегодня. Из 11 детей в многодетных семьях тогда выживали семеро. Сегодня – девять человек.
Прямо скажем, статистика удручающая. Обозначает ли она призыв двигаться назад, к первоистокам? Не сказали бы…
Скорее, она призывает нас задуматься о том, как нам наиболее полно и ответственно использовать огромный потенциал духовного, душевного и физического здоровья, заложенных в нас природой, как совместить их с достижениями современной науки, техники и медицины, чтобы избежать любых нездоровых семейных и личностных ситуаций.
Боимся, что наш ответ вас разочарует.
Нам просто нужно научиться жить в гармонии с окружающим миром и по возможности защищать себя и близких. А для этого нужно просто захотеть жить. Как не удивительно, но рецепты здоровой семьи и счастливой жизни самые простые. Главное, не отмахиваться от них, как от назойливой мухи.

Для умного читателя: о наших корнях, домах и кухне. - Рецепт

В редакцию пишет А н а с т а с и я К., г. Одинцово:
"Мы с мужем недавно приобрели дом. Дом совершенно роскошный, строил и оформлял его модный дизайнер. Весь интерьер выдержан в
техно-стиле: бело-красно-черная гамма, много стекла и металла. Все друзья в восторге. Наш дом даже фотографировали для одного московского интерьерного сайта. Но буквально после переезда мы стали замечать странные вещи.
Наши дети категорически не хотят находиться в доме. Они проводят время или в домике охраны, или играя в саду. А летом вообще построили вместе с садовником на участке шалаш и заявили, что будут ночевать в нем. Уговоры и даже ремень не помогают. В детей словно бес
вселился. Если все-таки детей удается уложить в их спальне (обычно они просятся ночевать к нам с мужем), то утром мы обнаруживаем, что
они спят не на кровати, а на ковре. Что это может быть такое, и почему дом у детей вызывает подобный негатив? (Фотографии дома прилагаются).

Отвечает Николай Захаров:
Уважаемая Анастасия! Из соображений корректности мы не будем публиковать фото вашего дома, но прокомментировать их сможем. Мы внимательно изучили иллюстрации и пришли к выводу, что ваши дети, пока еще не понимающие слов «стиль», «престиж», «мода» просто подсознательно воспротивились творению модного дизайнера. Им в доме неуютно. Наверное, и вы с мужем испытываете какие-то подобные эмоции, но в вас говорит взрослый и успешный человек, которому
внушили – модно и дорого, значит, красиво и здорово. А это, увы, не одно и то же. Кодовая фраза в вашем письме – о шалаше в саду. Не
ругайте садовника, лучше поблагодарите его за то, что он помог вашим детям обрести свой маленький дом, память о котором у них закреплена на генном уровне. Обычно дети воспринимают мир таким, какой он есть и только в экстремальных ситуациях (как в случае с вашим техно-домом) они начинают бунтовать и требовать чего-то непонятного. Хотя и так все
ясно. Ваш дом их просто пугает. Красная мебель, черные ковры, серые, грубые цементные стены, имитирующие каменную кладку.
В доме много металла, даже столешница на кухне, как я понял, выполнена из алюминия, а обеденный стол из того же алюминия и стекла. Ваших детей дом не греет. И они протестуют.
Увы. Поскольку дом действительно выстроен и выдержан максимально концептуально, я не рискну дать вам совет немедленно изменить интерьер и приобрести максимальное количество теплой, живой деревянной мебели. Я понимаю, что это обойдется в очень серьезную сумму. Но, может, вы попробуете хотя бы те помещения, где не бывает гостей (скажем, детскую и кухню) оформить как-то человечнее и теплее? В противном случае, ваши дети и дальше будут активно протестовать,
а, возможно, даже убегать из дома. Не доводите до крайностей! Иногда лучше пожертвовать стилем и престижем, чем травмировать близких

(если вам понравится материал я буду и дальше публиковать отрывки из книги, написанной мной в соавторстве с Николаем Захаровым "Дом.Кухня. Любовь. Здоровье")

Поделись!